Tuesday 13 October 2015

Прерванный полет Амре

Прерванный полет Амре
17 сентября 20143

Aizhan Khamit
http://gonzo.kz/blog/2547-prervannyiy_polet_amre

В 1925 году в Семипалатинский губернский отдел народного просвещения пришла телеграмма за подписью наркома просвещения Анатолия Луначарского. В телеграмме нарком интересовался, согласится ли казахский певец Амре Кашаубаев выступить на этнографическом концерте, который был запланирован в рамках Всемирной выставки декоративного искусства в Париже. Ямщик, сторож и грузчик Амре и в Париж? Вторая телеграмма, в которой уже настойчиво требовался ответ не оставила времени для раздумий. 
Амре родился в Семипалатинской области в 1888 году (Ахмет Жубанов в книге "Соловьи столетий" указывает и вторую возможную дату его рождения - 1886г.)
Отец его Кашаубай был беден, работал не покладая рук, но со временем стал болеть и не мог содержать семью. Амре пришлось работать, чтобы прокормить семью. Он устроился к некоему баю Исабеку (по некоторым данным Каражану) ямщиком. Амре любил петь и всегда за работой напевал песни, за что не раз выслушивал замечания со стороны начальства. Однако, слава о нем распространялась по всей округе и за глаза его уже называли "әнші бала". Хотя надо признать, что раз Амре был сыном "какого-то Кашаубая" ("жаман Қашаубайдың баласы"), то быстро распространившаяся слава о певце не давала покоя многим, в том числе и Исабеку. Дабы оторвать Амре от народа, Исабек отправил его сторожем на склады, сторожить овечьи шкуры. Впервые Амре заявил о себе тогда, когда принял участие в смотре талантов в г.Семей, где и разделил первенство с певцом Кали Байжановым.

А тут телеграмма из Москвы. От Луначарского. Сторож вонючих шкур и Париж? 
Когда французский писатель и музыковед, лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан услышал впервые голос Амре, он воскликнул: "Теперь я понимаю, почему на Востоке певцов сравнивают с соловьями..."

Амре покорил сердца парижан, а позже в 1927 году и Франкфурт на Майне. 

Как-то в сети, я наткнулась на письмо Алихана Букейханова к Ахмету Байтурсынову, в котором, якобы, Алихан был возмущен тем, что представители других национальностей были одеты в национальные костюмы, а Амре был одет в костюм русского помещика. Это было странно, потому что в г.Семей ему выдали под расписку национальный костюм, расшитый узорами, но отчего-то в первый день его обрядили в костюм русского помещика.

  В дни выставки в Париже об уникальном голосе Амре писала французская периодика, его голос сравнивали с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца, а профессор Сорбонны месьё Перно записал несколько песен в исполнении Амре на фонограф. Кстати, эти записи так и не нашли, но в 1974г. музыковед Жаркын Шакаримов нашел другие записи в архивах Москвы.

Смерть Амре покрыта тайной. Долгое время считалось, что Амре умер своей смертью от воспаления легких в 1934 году. Однако, позже появилась и другая версия смерти певца. Все дело в том, что та поездка в Париж круто изменила жизнь Амре. Да, он прославился. Но, было нечто, что сломило некогда жизнерадостного человека. Многие друзья, в числе которых был и известный казахский актер Серке Кожамкулов, рассказывали, что после поездки Амре казался надломленным. 
Все дело в том, что на парижский концерт пришел казахский диссидент Мустафа Шокай. После выступления он пригласил делегацию на ужин, но все, кроме Амре, сославшись на разные причины отказались. Амре принял приглашение и отужинал с Роменом Ролланом и Мустафа Шокаем. Они втроем поднимались в тот вечер на Эйфелеву башню. Этого ему не простили и по возвращении на родину Амре постоянно вызывали на допросы.

Из воспоминаний друга Амре, режиссера Казахского драматического театра, Серке Кожамкулова:

     «После поездки в Париж, однажды Амре пришел избитый на работу. На наши вопросы, он сказал: «Не спрашивайте, я все равно ничего не скажу». Только потом он рассказал, что его периодически ночью забирали органы ОГПУ и допрашивали. Один допрашивал, второй бил. К тому же, они ему угрожали, что если он кому-либо расскажет, то его семья поплатится за это».

     Об этих встречах свидетельствуют протоколы допросов, в которых рассказывалось о встрече Амре с Мустафой. Амре подозревали в том, что он привез в Казахстан письмо от Шокая, адресованное алашординцам Ахмету Байтурсынову и Мыржакыпу Дулатову. Само письмо не нашли.

     7 ноября  1934г. в Казахском драматическом театре, где Амре был первым актером, принятым на работу вместе с Исой Байзаковым, должна  была состояться премьера оперы Е.Брусиловского «Кыз Жибек». Амре должен был исполнять одну из основных ролей в опере. Он тщательно готовился к выступлению, но в ночь на 6 ноября был найден мертвым на одной из улиц г.Алматы.

    Есть версия, что от него разило спиртным, хотя Амре вообще не употреблял спиртное. 
Он был похоронен на Центральном кладбище  (кладбище по улице Райымбек в г.Алматы), но через некоторое время могила его была сравнена с землей, а книга регистрации смертей по странному стечению обстоятельств пропала.

   Памятник, о котором говорилось в приказе Комиссариата народного просвещения №540, от 19 ноября 1934 г. не был установлен.

    Приказ гласил: с целью увековечения имени Амре Кашаубаева, установить памятник певцу во дворе Казахского Драматического театра и присвоить имя Кашаубаева Республиканской хореографической школе.

     Что касается надгробного камня, Жаркын Шакаримов рассказывал, что в 1974 году он и ряд культурных деятелей (Сапаргали Бегалин, Серке Кожамкулов и др.) писали обращения в Министерство культуры и другие ответственные учреждения, с просьбой установить надгробный памятник и открыть его в преддверии 40-летия со дня смерти певца. Однако, ответа не последовало и вот через 20 лет к нему пришла певица Кенжегуль Сыздыкова и просила показать место захоронения Амре. Жаркын показал, а Кенжегуль вместе с мужем композитором Дмитрием Гусинцевым на личные средства (60 тысяч рублей)  подняли надгробный памятник Амре. Но за несколько дней до открытия, неизвестные надругались над памятником. В связи с чем, в газете «вечерняя Алма-Ата» от 29 октября 1992 года вышла статья «Кощунство на кладбище». Кенжегуль и Дмитрий отреставрировали памятник за неделю.

     Интересный факт

   Жаркын Шакаримов, музыковед нашедший записи голоса Амре рассказывал, что записи голоса возможно и не нашлись бы вовсе, если бы не начали составлять антологию кыргызской музыки. Выпуск антологии приурочили к 50-летнему юбилею Кыргызской компартии. Алматинская студия записи совместно с кыргызскими коллегами готовилась к выпуску антологии, и группа музыковедов отправилась в государственный архив г.Москва, среди которых был и Жаркын Шакаримов. В своих воспоминаниях он писал, что они наткнулись на коричневую тетрадь, в которой нашли запись «Кыргыз Омре Кашаубаев». Жаркын прослезился, когда впервые услышал запись. Ведь долгие годы считалось, что записи голоса легендарного певца был утерян навсегда.




No comments:

Post a Comment